Цель – ничто, движение - всё.”
Эдуард Бернштейн
1. Коротко
Поиски смысла жизни - занятие увлекательное. Глупо отказывать себе в удовольствии определять изменяющиеся смыслы собственного существования и строить предположения о целях Природы или Бога. Однако верить, что единый, независимый от человека и окончательный смысл жизни существует - вредно. Это мешает наслаждаться неповторимым танцем настоящего и быть готовым к неожиданным поворотам.
На сегодняшний день, я верю не в абсолютный смысл, а в постоянные ценности. Прежде всего в семью, друзей и близость к своему народу. Я верю, также, что необходимо постоянно увлекаться чем-либо, но самим увлечениям даю свободу меняться.
2. Немного теории
2.1 Смыслы слова “смысл”
Употребление понятия смысл обычно связано либо с действиями, например, умышленное убийство, либо со скрытым где-либо сообщением: “Глyбокий смысл басни Крылова "Ворона и лисица" состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела свободy слова...”
[COLOR=red]Смысл жизни понимают, по крайней мере, в четырёх разных значениях: смысл индивидуального существования, смысл существования человечества, смысл существования биологической жизни вообще, смысл существования всего мира.
[COLOR=darkblue]2.2 Смысл жизни и её цель
Смысл действий определяется по отношению к цели.
Осмысленными мы называем действия, ведущие к осуществлению поставленной цели. При этом одни и те же действия могут иметь смысл по отношению к одной цели и не иметь его по отношению к другой. Поэтому, чтобы понять смысл жизни, надо определить её цель. Эту цель часто и считают смыслом.
2.3 Толчки к поискам абсолюта
В повседневности человек с детства постоянно окружён целями, которые сначала ставятся ему извне, родителями и учителями. Затем, начинается период взросления, когда хочется самому ставить себе задачи. К этому возрасту существование с определёнными целями в голове становится уже одним из основных жизненных навыков. Отсутствие долговременных задач становится неудобным и вызывает чувство незаполненности и тревоги. Возникает проблема выбора цели. Тут-то у людей философского склада часто и начинаются первые поиски смысла жизни.
Наш навык осмысленного поведения относится, в основном, к выбору действий при заданной цели, то есть к процессу исполнительскому и довольно логичному. В то же время, сознательный выбор самой цели не имеет ни к исполнению, ни к логике никакого отношения. Конечно, цель может быть промежуточная, и тут логика снова начинает работать. Но такая цель, в свою очередь, связана с другими более важными, и самые главные не вытекают ни из чего.
Человеку, воспитанному в атмосфере организованного мышления, деятельность по достижению цели обычно даётся гораздо легче, чем её нелогичная, интуитивная, волевая постановка. Именно поэтому, у него есть желание поверить в независимые от нашего выбора, истинные смыслы и цели собственной жизни, а также, смыслы и цели жизни во всех других значениях. Это желание и толкает нас к поискам абсолютных целей.
На основе абсолютных ориентиров можно было бы организовать жизнь стройно и логично, по крайней мере, в собственных планах, и не мучиться постоянной боязнью ошибиться.
Другим толчком к поиску смысла жизни является мысль о смерти. Хочется найти смысл жизни, выходящий за рамки собственного существования, приспособиться к нему и, тем самым, как сказал Джакомо Казанова “схватиться за вечность”.
Часто бывает и так, что понятие смысла жизни воспитывается школой или родителями ещё в детском или юношеском возрасте. Это происходит в обществах и семьях с установившейся идеологией. Например, в религиозной идеологии смысл жизни в служении Богу, а советская идеология учила, что смысл жизни есть борьба за освобождение человечества: "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества" (Николай Островский).
Дальше, правда, становятся необходимыми конкретные разъяснения: как служить Богу или, как бороться за человечество. Личности с развитым инстинктом независимости ищут такие разъяснения сами, основная же масса попадает под влияние общественных идеологов -священников, духовных лидеров, политиков, писателей.
[/COLOR][/COLOR]